×
Публикации (18 авг 2017)

Друзья, наш форум ждет Ваши сообщения, поделитесь своим опытом.

× Добро пожаловать в мир психологии!

Вопрос Тезисы на тему "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ "

Больше
1 год 1 мес. назад #26 от Александр Кузнецов
Александр Кузнецов создал эту тему: Тезисы на тему "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ "
Ковалева А.В., канд.биол.наук., с.н.с. НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина, главный специалист «ЦСТиСК» Москомспорта
Кузнецов А.И., психолог отдела медико-психологического обеспечения ФМБА России, главный специалист «ЦСТиСК» Москомспорта


Исследование посвящено изучению взаимосвязей между исполнительными функциями студентов и их физиологическими характеристиками. Исполнительные функции (ингибирование, рабочая память и переключаемость) у 16 студентов оценивали при помощи комплекса Shufried (Viena Test). Физиологические показатели регистрировали при помощи полиграфа фирмы ThoughtTechnology. В результате проведенного корреляционного анализа полученных данных было выявлено значительное число достоверных коэффициентов корреляции вегетативных показателей, показателей состояния центральной нервной системы и успешности выполнения заданий на исполнительные функции.

См. Вложение
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 1 мес. назад #27 от Кутина Елена
Кутина Елена ответил в теме Тезисы на тему "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ "
Спасибо, коллеги, за интересное исследование. И вот какие вопросы назрели.
1. Почему для анализа связи исполнительных функций с физиологическими параметрами были выбраны дельта частоты активности мозга? Какими принципами при выборе вы руководствовались?
2. Для меня представляет большой интерес идея Д.И. Жейматите (1982) о том, что наблюдается снижение вариабельности ритма сердца у спортсменов во время соревновательного период в отличие от тренировочного этапа. Это объясняется, как некое отражение наивысшей формы согласованности, минимум регуляции всех систем регуляции спортивной деятельности до наивысшей степени автоматизма. Как могут помочь ваши корреляционные связи ВРС с рабочей памятью, скоростью и точностью реакции для определения функционального состояния спортсмена на данном периоде спортивной подготовки?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 1 мес. назад - 1 год 1 мес. назад #35 от Олег
Олег ответил в теме Тезисы на тему "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ "
Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Авторы исследования выполнили непростую работу, которая, возможно, будет продолжена, т.к. проблема динамики исполнительных функций, или, как вариант, исполнительной функции с соответствующими динамическими свойствами, актуальна как в фундаментальной, так и в прикладной направленности. Опуская вопросы, связанные с выборкой испытуемых – рандомизации, распределения, однородности, т.е. испытуемые примерно равны в исследуемых у них особенностях, либо существенно не различаются. Ниже представлены некоторые рассуждения по предложенной теме.

В актуальности со ссылкой на Miyake et al, 2000; Huizinga et al, 2006 упоминается в т.ч. «…переключение внимания и действий». Так внимания или действий? Если принять, что собственно переключение внимания тоже действие, тогда утверждение Miyake et al, 2000 можно так и понимать. Но для корректности важно дать определение, что является переключением внимания, а что переключением действий. Здесь важен сам акт переключения, как внимания, так и действий. Что происходит или какие особенности в динамике собственно самого переключения? Аргумент о том, что прежде чем переключить действия нужно переключить внимание, конечно же, является общепринятой аксиомой. Но здесь «теряется» весьма важное свойство – информация. Таким образом, хотя бы гипотетически, необходимо определить, какие свойства информации важно учитывать в исследовании исполнительных функций, функций рабочей памяти.

Позволю себе привести некоторые из свойств понятия информации. В книге И.В. Мелик-Гайказян [Информационные процессы и реальность. М.: Наука–Физматлит, 1997; Информация и самоорганизация, Томск: Из-во Томского Политех. Ун-та, 1995.] собрана коллекция определений слова «информация». В гуманитарных науках популярны определения типа: «информация есть сведения… или сообщения, знания…» и т.п. Например: «информация есть знания, переданные кем-то другим или приобретенные путем собственного исследования или изучения.» [Махлуп Ф. Производство и распостранение знаний в США. М., 1966.]

«Информация – это сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и обработки.» [Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: УРСС, - 2004.]. Данная формулировка уже ближе к сути исследования, т.к. хранить, передавать и обрабатывать информацию без такой функциональной системы как память, не представляется возможным. Среди философов популярны дефениции, содержащие термин «отражение». Например: «Информация – есть отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире.» [Берг А.И., Черняк Ю.И. Информация и управление. М.: 1966.]

Понятие «информация» используется при исследовании практически всех процессов самоорганизации, в частности биологической эволюции – человек как биологическая самоуправляемая система.
Этим условиям, в т.ч., обсуждаемого исследования в наибольшей мере будет соответствовать определение, предложенное Генри Кастлером [Возникновение биологической организации. М.: Мир, 1967.]
«Информация есть случайный и запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных.» Слово «случайный» выделено, т.к. относится к процессу (и/или способу) выбора и потому сужает область применимости определения. Как вариант, выбор может быть и не случайным (подсказанным, навязанным) – это относят к рецепции информации. Случайный выбор соответствует генерации, т.е. спонтанному возникновению информации и/или раздражителя. Раздражитель тоже несет в себе информацию и если в памяти есть некоторый набор информационных паттернов, полученных в предыдущем опыте, соответственно, есть из чего выбирать. Это к вопросу о том, тестировались ли испытуемые впервые или у них уже был некий опыт? Слово «запомненный» тоже выделено, т.к. относится к фиксации информации. Допустим, выбор может и не запоминаться, т.е. тут же забываться. Такой выбор называют микроинформацией. Запомненный выбор, в отличие от незапомненного, называют макроинформацией. Слова «возможных и равноправных» (по Д.С.Чернавскому, 2004, 2012) означают, что варианты выбора принадлежат одному множеству и априорные различия между ними невелики. С учетом приведенных выше некоторых определений и свойств, академик Д.С. Чернавский (2004, 2012) предложил следующее определение: «Информация есть запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных».

Данное определение не противоречит приведенным выше. Если речь идет о реальных задачах, а испытуемые выполняли именно такие задачи, определение информации как инструкции или оператора в данном конкретном случае сводится к указанию, какой именно выбор следует сделать. Фактическим результатом данных тестов является некая последовательность, сделанных испытуемыми, выборов из предложенных, основанная на различиях в сравнении с валидизированной матрицей теста.

Согласному вышепредложенному определению, информация представлена как что-то конкретное и «приземленное», ощущение чего-то «сверхъестественного» и романтического в определении отсутствует. Возможно принять это как за недостаток этого определения.

Так же, определение допускает введение меры, т.е. количества информации. Необходимо не забывать, что фигурирует не просто информация, а ценная или осмысленная информация, т.е. имеющая ценность, для конкретного испытуемого в данный момент времени.

Немного о количестве информации. Эта величина была введена Клодом Шенноном в 1947 году [Шеннон К., Бандвагон Е. Работы по теории информации и кибернетике. М.: ИЛ,1963.] на примере текстового сообщения. В дальнейшем это позволило определять пропускную способность каналов связи и разработке теории связи.

Количество информации также называют информационной тарой. Это играет существенную роль при рецепции информации и/или ее переработке. Например, текст на русском языке, содержащий Nr букв кириллицы (32 буквы). Перевод его на английский содержит Na букв латинского алфавита (26 букв). Русский текст – результат выбора символов определенного варианта из Nr возможных (число вариантов порядка 32 в степени Nr). Английский перевод – выбор определенного расположения латинских букв, который определен русским текстом (рецепция информации). Число вариантов в английском тексте порядка 26 в степени Na. Таким образом, количество ценной информации одинаково, если смысл не искажен, а количество собственно информации различно.

Перестаю утомлять Вас, уважаемые коллеги, сим опусом о непростой проблематике понимания «информации». Также добавлю, что необходимо учитывать «ценность» информации [Бонгард М.М. Проблемы узнавания. М.: Наука, 1967.]. Ценность информации зависит от цели, которую преследует рецептор. Ценность информации всегда субъективна. Чем в большей мере информация помогает достижению цели, тем более ценной она считается. Так же, всегда необходимо учитывать предварительную осведомленность и/или имеющийся опыт, т.е. какой предварительной (априорной) информацией располагает рецептор. Такую предварительную осведомленность называют тезаурусом. Например, наборщик текста допустил перестановку букв так, что текст потерял всякий смысл. Количество информации сохранилось, но ценность текста стала равна нулю. Таким образом, появляется понятие «осмысленность». В отличие от «ценности», по Д.С. Чернавскому (2004, 2012), это понятие претендует на объективность. Это основано на следующем положении: в информационной таре, куда вмещена данная информация, можно выделить определенное количество информации, которая никогда, ни для кого, ни для какой цели не понадобится, т.к. эта информация лишена смысла. В приведенном примере можно утверждать, что «абракадабра», которую допустил наборщик содержит ценную информацию для психиатра, с целью поставить наборщику диагноз. Допустим, что наборщик набрал слова «трах-тибидох-тах-тах» и здесь нет какого-либо смысла, но люди сведующие знают, что именно с помощью этих слов старик Хоттабыч творил чудеса.

Данные рассуждения о свойствах информации приведены для того, чтобы понимать и не забывать о том, что такая сложная функциональная система, как память, обладает большим количеством свойств, которые позволяют получать, обрабатывать, передавать, анализировать, обобщать, синтезировать информацию. Предложенные тесты «отсекают» проявление большей части свойств памяти. Вернее, активируют только те свойства функции, которые необходимые для решения задач, условий, алгоритмов в тех или иных тестах.

Отдельная благодарность за применение теста Дж. Р. Струпа. Показатели испытуемых в этом тесте возможно рассмотреть, в том числе, с позиции «стабильности – не стабильности» времени задержки реакции, где актом реагирования будет прочтение слова, нажатие кнопки при предъявлении разных комбинированных цветовых и смысловых раздражителей. Можно полагать, что изначально есть некая устойчивость к данной системе (тест Струпа) раздражителей, основанная на определенных временных интервалах ответов с минимальным (допустимым) количеством ошибок. Соответственно, у испытуемых, можно попытаться определить пределы устойчивости ведущих систем реагирования и краткосрочной зрительной памяти в тесте Струпа.

Относительно АБД, всегда ли можно оценить диапазон кратковременной зрительной памяти и одновременно объем пространственной рабочей памяти хотя бы исходя из общепринятых представлений о том, что зрение человека фрагментарно. Частота автоматии саккад 0.2 – 0.6 с (В.А. Филин, 1990), т.е. каждые 0.2 – 0.6 с в состоянии бодрствования – делается «фотография» той части пространства, на которой сфокусирован зрительный анализатор. Далее зрительный центр объединяет саккады и мы видим не отдельные «снимки» с дискретностью 0.2 – 0.6 с , а целостную картину (как в кино). У саккад, есть ряд свойств, проявления которых различны у испытуемых. К сожалению, в программно-аппаратном комплексе Schufried (Viena Test) вряд ли учтена автоматия саккад, т.к. результаты исследования отечественных ученых создатели венской тестовой системы просто не читали. Это весьма важно, т.к. часто бывают выпадения саккад и т.д.

В интерпретации ВРС важно учитывать индивидуальную предрасположенность к типу регуляции сердечного ритма. Т.е. для корректной интерпретации ВРС необходимо заключение кардиолога о индивидуальном типе вегетативной регуляции сердечного ритма. Так же ВРС должна включать показатели оценки синусового узла, т.к. синусовый узел характеризует работу регуляторных систем, отражающих текущее функциональное состояние организма.

В заключительном предложении, в выводе «…и хорошим тонусом коры больших полушарий» в качестве пожелания придерживаться несколько более объективной оценки тонуса коры больших полушарий (КБП). Т.к. оценка «хороший» тонус – не объективна, хотя бы по тому, что тонус КБП динамичен и не распределен равномерно по всей поверхности КБП. Особенности динамики тонуса КБП активно исследуются отечественными и зарубежными специалистами.

Нетрадиционно, с позиций тривиального подхода, воспринимается интерпретация показателей ЭЭГ, регистрируемых монополярно от одного канала CZ. В техническом описании показана соответствующая чувствительность датчика-электрода для широкополостной регистрации ЭЭГ с последующим разделением спектра на частоты, соответствующих полосе пропускания, т.е. частотным диапазонам, характеризующих активность ритмов. Далее, посредством валидизированного программного обеспечения выполняется временной анализ динамической активности за период регистрации с фиксацией итогового среднего значения показателя ритма. Здесь необходима существенная поправка на то, что выполняется регистрация активности ритмов, но не их локализация, т.к. одним электродом это сделать не представляется возможным. То, что ThoughtTechnology применила давно известный принцип разложения спектра на составляющие его диапазоны частот в ЭЭГ дает возможность регистрации активности ритмов при быстрой подготовке испытуемого, например, к сессии саморегуляции, что очень важно в специфике нашей работы.
Для РГУФКСМиТ весьма прогрессивное и технологичное исследование.

Если Вы дочитали до конца становиться очевидным то, что для обсуждения материалов исследования, необходимо провести исследование.

С уважением и пожеланиями творческого поиска и успехов!
Олег Морозов
Вложения:
Последнее редактирование: 1 год 1 мес. назад от Олег.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 1 мес. назад #38 от Anastasia Kovaleva
Anastasia Kovaleva ответил в теме Тезисы на тему "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ "
Лена, спасибо за интерес к этому, можно сказать, пилотному исследованию. Что касается дельта-активности, то этот диапазон был включен в обработку как один из стандартных диапазонов ЭЭГ, мощность которого вычисляется программным обеспечением BiographInfinity. В плане интерпретации корреляций его с показателями по исполнительным функциям можно связать дельта-волны либо с артефактами (от глазных движений, например), либо объяснять через уровень активации коры.
По поводу вариабельности ритма сердца и тренировочного процесса - наши испытуемые были студентами кафедры психологии, поэтому спортсмены условные, хотя некоторые даже имели звание КМС или МС. Связь ВРС с исполнительными функциями описана во многих работах:
1. По сравнению с вариабельностью ритма сердца (ВРС) в покое, при выполнении заданий на исполнительные функции происходит снижение ВРС как у взрослых, так и у детей (Hansen et al, 2003; Johnsen et al, 2003; Hickey et al, 1995; Mezzacappa et al, 1998).
2. повышение когнитивной нагрузки приводит как у детей, так и у взрослых к снижению ВРС и ухудшению результатов (Byrd et al, 2015)
ВРС является чувствительной ко всем требованиям поддержания внимания (Luque-Casado A et al., 2015)
3. дыхательная синусовая аритмия тесно связана с результативностью выполнения теста Струпа (Capuana LJ et al., 2016)
4. Более высокие значения ВРС связаны с большим тормозным контролем, что проявляется в лучшей результативности в различных когнитивных, аффективных и двигательных тестах (Gillie BL et al., 2014)

У нас же получилось, что всё не так однозначно, и хорошие показатели по рабочей памяти связаны с низкими показателями, отражающими ВРС. Надо, безусловно провести полноценное исследование на большей выборке и действующими спортсменами, с учетом соревновательного периода, чтобы делать обоснованные умозаключения, пока это только предварительные результаты.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 1 мес. назад #39 от Anastasia Kovaleva
Anastasia Kovaleva ответил в теме Тезисы на тему "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ "
Олег, большое спасибо за столь развернутый комментарий к такой небольшой работе :) Насчет формулировок полностью согласна, надо аккуратнее. Одноканальная ЭЭГ, безусловно, не дает всей картины биоэлектрической активности и применяется преимущественно для БОС-тренингов, но мы исходили из имеющихся возможностей. И одной из задач было выявление вообще наличия этих связей, чтобы в дальнейшем, при возможности, провести исследование с многоканальной ЭЭГ.
Один нюанс - хочу немножко поправить фразу "Для РГУФКСМиТ весьма прогрессивное и технологичное исследование". К сожалению, или к счастью, это исследование только проводилось на студентах РГУФК, но силами ФМБА и ЦСТиСК Москомспорта.
Комментарии по поводу исполнительных функций, я надеюсь, даст Александр.
Ещё раз спасибо!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 1 мес. назад #41 от Alexandra Gorovaya
Alexandra Gorovaya ответил в теме Тезисы на тему "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ "
Доброго часа!
Спасибо за подробные ответы на комментарии коллег!
Хотелось бы еще уточнить момент по анализу ВСР. правильно ли я понимаю, что вы брали только вегетативный баланс?
Или же Индекс Баевского и проч. просто не дали значимых связей и вы их не стали приводить в работе?
Спасибо сказали: Игорь Овсянников

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад #49 от Anastasia Kovaleva
Anastasia Kovaleva ответил в теме Тезисы на тему "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ "
Александра, спасибо за вопрос. Мы брали два вида анализа ритма сердца: временной и частотный (спектральный). Из временного рассчитывали следующие показатели: ЧСС, стандартное отклонение ЧСС, длительность RR-интервалов, SDNN, RMSSD, pNN50. Из показателей спектрального анализа ритма сердца анализировались все основные диапазоны (их мощности): VLF, LF, HF, total power, LF/HF. Что касается традиционных отечественных показателей (индекс напряжения Баевского и пр.), то они не вычислялись по причине того, что оборудование и программное обеспечение к нему было канадское, они это не считают :)
Среди тех показателей, которые можно было вычислить, конечно не все дали значимые корреляции, только те, что указаны в работе.
Спасибо сказали: Игорь Овсянников, Alexandra Gorovaya

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум